Ребенок не говорит. Когда идти к логопеду?

03.10.2025
5 мин
Обновлено 22 октября 2025
В статье расскажем

На сегодняшний день логопед всё чаще присутствует в жизни наших детей.  Бытует мнение, что всему виной плохая экология, стрессы мамы и бешеный ритм жизни. И все чаще рождаются дети с нарушением речи. Но имея непрерывную практику, и хорошо помня всех своих учеников за многие годы, у меня своё мнение по этому вопросу. Не дети стали «тяжелее», а родители стали более внимательны и стараются изучить проблемы детей даже до того, как специалист по коррекции речи понадобится их ребенку. И все чаще на первую консультацию приходят родители детей первого года жизни. Поэтому и набирается статистика нарушений у детей даже в таком «молочном» возрасте. Ведь речь ребенка начинается задолго до стихов, рассказов и диалогов. Речь начинается с первого крика в родильном и первого глотка молока мамы. Давайте попробуем разобраться вместе, в каких случаях родителям нужно быть особенно внимательными. Существуют некоторые признаки, на которые специалисты (неонатологи, педиатры, неврологи) обращают внимание сразу после родов. Именно они могут стать причиной речевого недоразвития в дальнейшем.

Период раннего младенчества

Оценка рефлексов – во время первого осмотра врачи проверяют наличие основных врожденных рефлексов, таких как сосательный рефлекс, глотательный рефлекс и реакция на звуки. Обязательно проверяется подъязычная связка. Её укорочение вызывает трудности при создании и первой вокализации. Если ребёнок слабо реагирует на звуковые раздражители или имеет одну из вышеперечисленных особенностей — берите на контроль данный процесс.

Неврологическое обследование – особое внимание уделяется общему состоянию нервной системы младенца. Проверяется тонус мышц, двигательная активность, состояние черепно-мозговых нервов. Сила и тембр голоса. Например, гипервозбудимость или заторможенность могут свидетельствовать о возможном риске задержки психоречевого развития.

Риск-факторы анамнеза беременности и родов –  факторы риска включают: преждевременные роды, низкую массу тела при рождении, гипоксию плода, инфекционные заболевания матери во время беременности, так как они могут повлиять на последующее формирование речи. Особое внимание уделяется наличию в период раннего младенчества высокой температуры тела и черепно-мозговым травмам.

ТОП статей

Ребенок растет, а мама наблюдает.... 2-3 года

Прошли первые тревоги, родители и малыш привыкли друг к другу и начинается этап первых тревог: все ли я правильно делаю? Не будет ли упущено время? Нужно насторожиться и обратиться к специалистам в случаях, если наблюдаются:

 

– Стойкая задержка созревания нервной системы (заключение невролога)
– Проблемы со слухом — например, частые отиты (наблюдение отоларинголога)
– Особенности строения артикуляционного аппарата (неправильный прикус, короткая уздечка языка (обследование у ортодонта).
– Недостаточное общение с ребенком.
– Отсутствие примера правильной речи взрослых (заикание, быстрый темп, нарушение звукопроизношения)
– Психологическая травма или стресс у ребенка.
– Многоязычная среда (ребенок слышит речь на разных языках одновременно.
– Изоляция ребенка от сверстников.

 

Но если у ребёнка присутствуют явные признаки нарушения речи, то медлить с посещением специалистов нельзя.

 

Отсутствие активной речи: ребенок в 2-3 года не произносит отдельные слова или фразы.
Проблемы с пониманием речи: ребенок не понимает простых инструкций или вопросов.
Заикание: повторение слогов или звуков, паузы перед началом речи.
– Редкое использование жестов и мимики: отсутствие невербальных способов коммуникации.
Нет указательного самостоятельного жеста, использует руку родителей.

 

Как можно заметить, не о каком нарушении звукопроизношения в этом возрасте еще не идёт. Главное в этом возрасте понимание речи и полноценная коммуникация.

Возраст активных почемучек…4-7 лет

Родители уже сами, без специалиста, обращают внимание на ряд признаков нарушения речи у ребенка. Но есть ключевые моменты, на которые стоит обратить особое внимание:

 

Нечёткость произношения звуков — ребёнок испытывает трудности с чётким произнесением некоторых согласных звуков («ш», «щ», «р», «л»). Если ребенок неправильно произносит большинство звуков или речь звучит неразборчиво даже для близких родственников, это повод обратиться к специалисту.

Ограниченный словарный запас — ребёнок в дошкольном возрасте имеет богатый активный словарь. И не только бытовой. Недостаточный словарный запас может указывать на проблемы развития речи.

Проблемы с грамматическим строем предложений — у ребенка наблюдаются затруднения при построении простых, а к семи годам и сложных предложений, неправильное использование падежей, форм глаголов и существительных также являются тревожным сигналом.

Замедленный темп освоения чтения и письма — хотя формально чтение и письмо начинают осваиваться позже, некоторые дети уже проявляют интерес к буквам и словам. Заторможенность интереса или неспособность различать буквы могут сигнализировать о возможных проблемах.

Отсутствие связной речи — ребенок не способен составить небольшой рассказ, описать события последовательно или пересказать услышанное. Важно отметить, насколько легко он формулирует мысли и выражает желания словами.

Эхолалия (повторы чужих фраз или вопросов без понимания смысла) — такое речевое поведение иногда встречается у маленьких детей, однако в пять лет оно должно постепенно исчезнуть.

Нарушение слоговой структуры слова – перестановка слогов в словах.

К каким специалистам обращаться родителям при нарушении речи у ребенка.

Невролог — если нарушение речи связано с неврологическими проблемами, врач-невролог проведёт диагностику и назначает соответствующее лечение. Иногда нарушения речи сопровождаются двигательными расстройствами, нарушениями памяти и внимания, и тогда консультация невролога обязательна.

Психиатр или психотерапевт — нарушения речи иногда бывают связаны с психологическими причинами (психогенная афония, логоневроз). Психиатры и психотерапевты помогают пациентам разобраться с эмоциональными факторами, влияющими на речь, и подобрать методы лечения.

Отоларинголог (лор-врач) — проблемы с речью могут возникать из-за заболеваний гортани, голосовых связок, органов слуха (например, снижение слуха может привести к нарушению произношения звуков). Отоларинголог диагностирует и лечит заболевания горла, носа и уха, которые влияют на качество речи. Иногда требуется консультация сурдолога.

Сурдолог специализируется именно на проблемах со слухом и является узким специалистом-отоларингологом. Сурдологи занимаются лечением и профилактикой нарушений слуха, подбором слуховых аппаратов и реабилитацией пациентов с потерей слуха. Однако сурдолог напрямую не занимается нарушением речи, хотя часто проблемы с речью возникают как следствие снижения слуха. Поэтому, если проблема заключается именно в снижении качества речи из-за проблем со слухом, пациенту сначала потребуется помощь сурдолога, а затем — консультации логопеда или других специалистов, перечисленных выше.

Логопед занимается диагностикой и коррекцией нарушений звукопроизношения, чтения, письма, голоса, темпа и ритма речи и других аспектов речевой деятельности. Обычно логопед работает с детьми, но также помогает взрослым, столкнувшимся с проблемами речи вследствие травм головы, инсультов или операций. Но обращаться к логопеду нужно после всестороннего обследования у всех специалистов.

Думаю, что такая «шпаргалка» поможет родителям обратить внимание на особенности речевого развития своих ребят и вовремя будет проведена соответствующая помощь. Помните, что в школу ребенок должен пойти с чистой речью, хотя нюансы есть везде. Счастливого вам родительства.

Читайте также